Опись имущества – что это такое и зачем ее составлять

01.11.2018

Заключая договор аренды квартиры, следует заранее застраховаться от того, что во время проживания арендаторы могут поломать мебель, испортить технику или привести квартиру в состояние, требующее капитального ремонта. Опытные собственники знают — никакие хорошие отношения с арендаторами не устоят, если в квартире разобьются зеркала, выйдет из строя холодильник или вздуется после залива паркет. Даже если вина квартиросъемщиков будет очевидной, взыскать с них сумму ущерба будет не так-то просто.

Обезопасить себя в подобных ситуациях, оградить от излишних затрат, оплаты поломок или ремонта поможет документ, на заполнение которого уйдет всего несколько минут. Опись имущества — не очередная ненужная бумажка, а ваша гарантия защиты от неприятностей.

Даже если вы сдаете жилье людям, которые кажутся вам порядочными и аккуратными, надо понимать — пока они будут пользоваться вашей мебелью, предметами обстановки и самой квартирой, вещи будут приходить в негодность, обои царапаться, а плитка в ванной раскалываться.

Чтобы позже не пришлось брать на себя расходы по замене предметов, ремонту техники или помещений, следует составить специальную опись.

Что это такое?

Опись имущества — приложение к договору аренды. В основной части перечисляются предметы, передаваемые арендатору, их состояние и описание. Вторая часть документа — акт сдачи-приемки — подписывается обеими сторонами при заключении договора аренды и по его окончании.

Опись нужна, чтобы по окончании действия договора проследить наличие всех переданных вещей, а в случае их порчи или утраты вернуть деньги. Пригодится документ и арендаторам, чтобы обезопасить себя от несправедливых претензий; и собственнику, особенно в случае суда.

Например, если при выезде арендаторов не обнаружится дорогого телевизора или микроволновой печи, только при помощи описи имущества можно доказать, что эта техника вообще была в квартире.

Акт сдачи-приемки

Это неотъемлемая часть описи имущества, подписываемая вместе с договором аренды. В акте отмечаются все изменения, происходящие с квартирой за время проживания арендатора, вроде ремонта батареи или покупки нового шкафа. Второй раз подписи собственника и жильца ставятся при выезде арендаторов из жилья.

Как это составлять?

Опись составляется в свободной форме — главное, указать наименование предмета и его оценочную стоимость. Рекомендуется отметить в описи следующие детали:

  • Мебель — кроме перечисления предметов мебели в квартире, для арендатора важно занести их неисправности и недостатки (повреждения обивки, механизмов раскладывания, царапины, трещины, сколы и т.д.);
  • Бытовая техника — самое дорогое, кроме самой жилплощади, что передается арендатору. Обязательно следует занести все предметы техники, указать их марку, работоспособность и внешнее состояние;
  • Плита — вне зависимости от вида (газовая, электрическая, индукционная) проверяется и фиксируется работоспособность всех конфорок и духового шкафа, описывается внешнее состояние;
  • Сантехника — в опись заносится перечень сантехнического оборудования и его состояние;
  • Счетчики — проверяется наличие пломб и работоспособность всех имеющихся счетчиков и водомеров.

При желании можно описать передаваемую посуду, предметы быта (постельное белье, покрывала, вазы и пр.), состояние розеток, приборов освещения и т.д. При внесении в список техники желательно указать серийные номера, марку и другие данные. Кроме того, к описи можно приложить фотографии, сделанные на момент подписания. Также можно сделать описание состояния квартиры — это позволит получить компенсацию за испорченную обстановку или, наоборот, доказать, что состояние арендуемого помещения не изменилось.

Помните: образец описи имущества составляется до того, как квартира будет сдана в аренду, а заполнить его необходимо в присутствии обеих сторон!

Не стоит из чувства неудобства перед малознакомым человеком или просто из желания сэкономить время отказываться от составления описи. Заполнение этого документа займет не больше 20-ти минут и поможет избежать сложных ситуаций, связанных с имуществом. Помните: сэкономленное время позже может обойтись слишком дорого.

Удачи при сдаче!